Экспертом нашего проекта является тренер международного класса по ММА Анатолий Волков. Мы поговорили с ним о спортивном мире единоборств и разложили по полочкам самые разные стороны индустрии.
- Анатолий, расскажи о себе.
Я тренер международного класса по ММА. Начинал свою карьеру в любительских клубах. Постепенно перешел в разряд профессиональных, международного стандарта, работал в топ-клубе России «Стрела» – это клуб Александра Волкова. Сейчас продолжаю работать с рядом других организаций.
- Анатолий, как вы определяете ту самую грань между любителем и профессионалом? Существует ли регламент или деление спортсменов?
Да, деление, конечно, существует. Профессионал – это тот человек, который зарабатывает этим себе на жизнь, кормит свою семью. Тот человек, чья профессия – ММА. Это называется Full time fighters – когда человек все свое время тратит на то, чтобы готовиться к поединкам, чтобы выполнять свою работу на хорошем уровне.
А любители – это ребята, которые только задумываются о своей карьере в профессионалах, возможно. Кто-то может просто продолжает свою любительскую карьеру. Но, как правило, это люди, занимающиеся еще другим родом деятельности – имеющие свою профессию или студенты.
Профессиональные бойцы тратят все свое время на тренировки, позже получают гонорары за свои выступления, зарплату. И живут на эти деньги.
- Когда боец переходит из любителей в профессионалы, должен ли он фанатично относиться к единоборствам? Или же он может себе позволить сохранить другую работу, и относиться к ММА, как к дополнительному ремеслу, как к хобби?
Ну я тогда могу задать встречный вопрос, на который каждый ответит себе сам. Шахтер – это хобби или профессия? Я думаю, когда человек уходит в шахту, выполняет работу, связанную с очень большим риском, соответственно, у него не остается больше времени ни на что другое. Это вахты, это смены, по системе это очень похоже на ММА. Если ты профессиональный боец – это очень тяжелый труд, никакого другого рода деятельности, очень редко получается совмещать ещё с чем-то. Как правило о дополнительном ремесле люди начинают задумываются на закате карьеры, чтобы делать что-то дальше. Кто-то уходит в бизнес, кто-то в тренерскую деятельность. Но пик карьеры, это полное посвящение себя единоборствам. В принципе, я считаю, что невозможно совмещать, нужно всего себя отдать режиму. Это очень, очень сложный труд.
- На каком этапе развития находится ММА в России, какие у него перспективы с точки зрения профессионала? Какая сегодня ситуация?
Давайте сравним профессиональный ММА, который существует сейчас на высоком мировом уровне и профессиональный бокс. Я могу сказать, что все сводится к гонорарам и контрактам. Сравните бокс, который развивается уже около ста лет и ММА, который появился в начале 1990-ых годов, когда проводились первые чемпионаты UFC и в наше время. По динамике развития, я считаю, что ММА сейчас спорт номер один в мире. Если даже посмотреть с точки зрения развития профессиональных видов спорта в целом, у ММА динамика развития просто колоссальная. Сейчас ММА догоняет по гонорарам некоторые поединки того же бокса на высоком уровне. Миллионы долларов платят по контрактам бойцам UFC. Конечно, исходя из уровня лиги, гонорары ниже. Но мы говорим о верхних гранях, и сейчас после профессионального бокса идет ММА. Но динамика развития выше. Я считаю, что наш вид спорта в скором времени догонит и перегонит бокс на профессиональном уровне.
Популярность растет. Все больше и больше стран сейчас воспитывают своих бойцов, заявляют о себе на уровне той же лиги UFC, все больше флагов поднимается. География расширяется и в других лигах, в той же российской лиге ACA, М-1, Bellator, которая в основном покрывает европейскую часть. One FC – это азиатская сторона. Все больше людей становятся фанатами этого вида спорта. Все больше трансляций на телевидении, больше эфирного времени уделяется.
- Специалистов радует только развитие, или есть что-то еще, не менее важное? Что происходит внутри вашего процесса, в раздевалке?
Как специалист, я могу сказать, что в моем видении ММА – это непосредственная связь с наукой. Внедряю наработки из области спортивной психологии. Могу сказать, что меня очень сильно радует рост класса бойцов, уровень технико-тактических знаний. Желание спортсменов не брать больше и кидать дальше и пока летит отдыхать, а желание понимать, осознавать, как правильно выстраивается научный спорт. Все больше спортсменов понимают, что спорт перестает быть просто подчинением тренеру, а приобретает научный окрас.
- Анатолий, расскажи, какая у нас ситуация сейчас в любительском спорте? Что тебя занимает? Какие у спортсменов перспективы в этом направлении?
Сейчас Союз ММА России ведет достаточно широкую деятельность на любительском поприще. Радует, что международная федерация ММА запретила выступать профессионалам по любителям. То есть открывается дорога для ребят, которые могут проверить себя на любительском уровне, дойдя до состава национальной сборной, и попасть на чемпионаты мира и Европы. Уровень тех, кто бьётся в профессиональных лигах – высокий. И любители не всегда могли получить возможность пробиться выше. Все новые звезды зажигаются на этом небосводе любительского ММА. Такая же ситуация в панкратионе.
Я замечаю, что сейчас турниры стараются делать более медийными, с призами, медалями, подарками. Саму организацию турнира проводят на высоком уровне. Появляется конкуренция экстра-класса среди различных федераций. Появляется возможность отсеивать ребят для продолжения их роста в профессиональной карьере.
- Почему ты посчитал нужным поучаствовать в разработке нового турнира, нового проекта «Кубок святого Георгия»? На каком этапе этот проект сейчас, по твоему мнению?
«Кубок святого Георгия» – это нечто личное для меня, так как я являюсь православным христианином, и святой Георгий – тот воин, тот святой, который постоянно, на протяжении всей моей жизни покровительствует мне, помогает в тех или иных ситуациях. Я могу сказать, что вся моя жизнь, как верующего человека, связана с этим святым. Мой день ангела совпадает с днем святого Георгия Победоносца. Святой Георгий является моим сердцем, моей душой.
Что касается самого чемпионата, он проводится на достаточно высоком уровне. Организаторы имеют большой опыт проведения подобных мероприятий, и этот уровень постоянно держится на классе организаторов, на классе бойцов, молодых и талантливых. Это очень хорошо, что выступают ребята, которые получают возможность проявить себя. Так и должно быть.
Эти люди имеют возможность посредством этого турнира получить свой путь в профессиональную карьеру. Это очень ценный турнир для меня, как для специалиста и как для верующего человека.
- Не кажется ли странным, что участниками турнира могут быть как начинающие профессионалы, так и совсем любители, у которых кроме амбиций, в арсенале ничего нет?
Я считаю, что это очень верное решение. Главное здесь подобрать правильно соперников по классу, чтобы поединки были максимально яркими, максимально полезными как для бойцов, так и для специалистов. Порой складывается так, что у начинающего профессионала нет любительской карьеры за спиной. Люди приходят сразу из каких-то клубов, залов. И человек получает первые рейтинги в первых боях. Но есть любители, которые не провели ни одного боя среди профессиональных бойцов, но уже являются серьезными мастерами. Они могут иметь колоссальный опыт выступления на различных чемпионатах. И когда такой человек переходит в профессионалы – это последовательных шаг. И я считаю, что тот, кто приобрел некий опыт в профессиональном октагоне, тот, кто еще там не был, но имеет колоссальный опыт за плечами могут показать хорошие, яркие поединки.
- Твои научные изыскания касаются любительского спорта?
Научная сторона спорта, которой я занимаюсь, касается абсолютно всех. Есть много тонкостей в тренировочном процессе, которые не учитываются с точки зрения психологии. Много таких моментов в подготовке как профессионального бойца, так и любителя. Мы пробуем и тестируем это на людях, которые не имеют практически никакого уровня. И также мы тестируем некоторые вещи на профессиональных бойцах высокого класса. Это работает. Мы собираем мнения, отзывы. Собираем материал и получаем обратную связь как от тренерского состава, так и от спортсменов. Наша задача не только использовать эти методики на самом высоком уровне, а начать с самых низов. Чтобы люди изучали их и получали необходимую школу, психо-эмоциональную и психо-физическую, с самых азов. Потому что есть азы, о которых не знают даже профессионалы. А если изначально закладывать это в любительский и юношеский спорт, то нам будет легче с ними работать, когда они дойдут до уровня профессиональных бойцов.
- Но если в двух словах, о чем все-таки идет речь?
Есть ряд определенных вопросов, которые мы прорабатываем. Они касаются как и мотивационных моментов, так и ведения самого поединка. Например, чувство дистанции или момента атаки. Кому-то кажется, что это касается только техники, но нет, это все психика человека, зрительные анализаторы, определенные импульсы. Это все касается психологии, нашего мозга, центральной нервной системы. Также речь идет о настрое на бой, и вообще на жизнь. Люди часто, уходя из спорта, не могут найти себя в жизни. И мы пытаемся с этим работать. Спортивная психология настолько широкий профиль, что вызывает колоссальное количество вопросов. Меня сейчас больше интересует тренировочный процесс, психология тренировки и взаимоотношения между спортсменом и тренером. Все это наша психика, наш мозг, сознание и подсознание. И этому уделяется мало внимания. Но это очень важно.
- Как ты считаешь, как часто должен боец участвовать в боях? Соревновательная составляющая такая же, как в классических единоборствах?
В данный момент в профессиональном спорте в России существуют различные лиги, о которых я упоминал. Но класс бойца и его аппозиция из лиги в лигу должны расти. Если человек постоянно выступает на низком уровне, будь у него хоть сто поединков, он все равно не приобретает определенный уровень по рейтингу, и он не получит тех поединков, которые принесут ему заработок. Ведь мы говорили, что профессиональный спорт – это прежде всего работа. Я считаю, что каждый профессиональный спортсмен, который принял решение идти этим нелегким путем, должен из боя в бой расти. Только так можно приобрести определенный рейтинг, который позволит получать те деньги, которые спортсмену нужны. Иначе не имеет смысла этого делать. По-хорошему, у спортсмена должен быть менеджер, должна быть квалифицированная команда, которая будет находить контракты, а дальше все будет зависеть от подготовки самого спортсмена.
- А если говорить только о любительском спорте, может ли спортсмен-любитель заниматься единоборствами только на своем уровне? «Драка» ради удовольствия возможна или нет?
Если брать в счет любительский спорт, то выходить биться за медали, за звание, на чемпионате города, – да, это возможно. Человек приобретает какую-то профессию и параллельно выступает в единоборствах – да, почему бы и нет. Но когда ты переходишь в профессионалы, ты должен дать себе отчет в том, что это билет в один конец, обратного пути уже не будет. А если ты этим не зарабатываешь, то вообще нет смысла заниматься. Можно выступать в любителях, зарабатывать звания, потом перейти в тренерскую карьеру. Профессионалы – это отдельный мир со своими правилами и жесточайшей конкуренцией.
- Это понятно. Но «Кубок Святого Георгия» – это турнир любительский. Мы выступаем как площадка для самореализации. И за четыре турнира из ста бойцов только один сейчас выступает в профессиональном спорте. Возможно кто-то еще в скором времени попадет в профессиональный спорт. Но большинство все равно остаются на этом уровне. Для остальных это возможность выступить на профессиональной площадке, попасть в телевизор. Как ты считаешь, такие турнир идут на пользу бойцам, или если человек дальше не растет, то он должен заканчивать? Можно ли сохранять здоровье, занимаясь этим?
Я считаю, что «Кубок святого Георгия» является самобытным проектом, отличающимся от многих других тем, что там есть вот эта грань, на которой ребята могут протестировать себя. Человек ощущает себя в шкуре профессионала, но получает подходящего по силам оппонента. Человек проходит этот путь от подготовки к раздевалке и выходу в октагон. И выходит оттуда либо победителем, либо проигравшим. Но «проигравших» здесь нет. Каждый прочувствовал и понял, чего хотел. И кто-то, воодушевляясь этим выходит на топовый уровень. Кто-то, может, и не проведет больше ни одного поединка, но турнир все равно укрепляет его дух, волю. Даже если человек туда вышел провести всего один поединок, он уже достоин уважения.